barucaba (barucaba) wrote in iskusstvo_zvuka,
barucaba
barucaba
iskusstvo_zvuka

Category:

13 апреля 1742 г. впервые была исполнена оратория «Мессия» Георга Фридриха Генделя.

http://www.liveinternet.ru/community/4989775/post320874876/
Liudmila5591

Титан эпохи барокко, стоящий в одном ряду с Бахом, композитор Георг Фридрих Гендель считается автором такого крупнейшего музыкального жанра, как оратория (в переводе с латинского «красноречие»), где главное место отводится хору и только потом солистам и оркестру.

Самая известная оратория Генделя — «Мессия» (ее еще называют рождественской), которая рассказывает о волхвах, пришедших с дарами к Младенцу.

Это одно из самых ярких и радостных произведений: все, что гнетет человека, все страдания и горести она оставляет на втором плане, а все, что радует и даёт человеку надежду на любовь и счастье, показывает крупно, многообразно и убедительно.

Если Гендель хочет передать триумф и победу, он прибегает к фанфарным интонациям, а радость пасторальную, тихую рисует с помощью мягких, танцевальных звуков.

Самый знаменитый хор «Аллилуя» поражает величием и торжественностью.По традиции весь зал встает, когда музыканты исполняют эту часть.

Говорят, что, когда Гендель сочинял «Мессию», его часто заставали плачущим за столом, насколько композитора очаровывала красота музыки, выходившей из-под его пера.





Первое исполнение оратории состоялось в Дублине 13 апреля 1742 года. Весь доход с концерта композитор передал приютам и больнице для бедняков. И даже первое издание и копии с него завещал приюту «с правом сколько угодно пользоваться для нужд Общества». Когда успех оратории стал прочным, Гендель стал давать ежегодные концерты в пользу бедняков и всегда дирижировал сам, несмотря на слепоту последних дней своей жизни.



Что же побуждало малорелигиозного композитора, постоянно стесненного в средствах, к таким поступкам? Может быть, вера в высокое предназначение искусства?

Гендель сказал одному вельможе после первого исполнения «Мессии» в Лондоне: «Мне было бы досадно, милорд, если бы я доставлял людям только удовольствие; моя цель — делать их лучшими»







Позже писатели наградят Генделя возвышенным эпитетом — «творец Мессии», а для многих поколений «Мессия» будет синонимом Генделя.






«В жизни великих людей часто наблюдается, что в тот миг, когда все кажется потерянным, когда все рушится, они близки к победе. Гендель, казалось, был побежден. И как раз в этот час он создал творение, которому было суждено упрочить за ним мировую славу» - Ромен Роллан.


В своей новелле « Воскресение Георга Фридриха Генделя » Стефан Цвейг рассказывает:

«Четыре месяца Гендель не мог творить, а творчество было его жизнью. Правая сторона тела была мертвой. Он не мог ходить, не мог писать, не мог сыграть пальцами правой руки ни одного звука на чембало. Гендель не мог говорить. Великан, он чувствовал себя беспомощным, замурованным в невидимой могиле. «Человека нам, возможно, и удастся спасти, — обреченно констатировал доктор, — а музыканта нам, увы, не вернуть».




"Партитуры не горят". Гендель "Мессия"





Tags: Гендель, духовная музыка, оратория
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments