barucaba (barucaba) wrote in iskusstvo_zvuka,
barucaba
barucaba
iskusstvo_zvuka

Category:

Польская классическая музыка. Станислав Монюшко. Ко Дню рождения композитора

http://www.liveinternet.ru/community/4989775/post275111567/

     Выдающийся польский композитор С. Монюшко — создатель национальной классической оперы и камерной вокальной лирики. Его творчество впитало в себя характерные черты народной музыки поляков, украинцев и белорусов. С детства Монюшко имел возможность познакомиться с крестьянским фольклором славянских народов. Его родители любили искусство, обладали различными художественными талантами. Мать учила мальчика музыке, отец был художником-любителем. Часто устраивались домашние спектакли, и любовь к театру, зародившаяся у Станислава с детства, прошла через всю его жизнь.

moniuszko (564x685, 72Kb)

В 8 лет Монюшко отправился в Варшаву — начинаются годы учения. Он берет уроки у органиста и пианиста А. Фрейера. В 1830 г. Станислав переезжает в Минск, там поступает в гимназию и занимается композицией с Д. Стефановичем и под его влиянием окончательно решает избрать музыку своей профессией.

Stanisław_Moniuszko (525x700, 73Kb)
Бюст Станислава Монюшко, Музыкальная Академия в Гданьске

 Свое музыкальное образование Монюшко завершает в Берлине, в Певческой академии (1837-40). Он осваивает работу с хором и оркестром, получает более полное представление о музыкальной (прежде всего оперной) культуре Европы. В эти годы появляются первые самостоятельные произведения: месса, 2 струнных квартета, Три песни на ст. А. Мицкевича, музыка к спектаклям. В 1840-58 гг. Монюшко живет в Вильно (Вильнюс). Здесь, вдали от крупных музыкальных центров раскрывается его разносторонний талант. Он работает органистом костела Св. Яна (с этим связано сочинение органных «Песен нашего костела»), выступает как дирижер в симфонических концертах и в оперном театре, пишет статьи, дает уроки игры на фортепиано. В числе его учеников — русский композитор Ц. Кюи, один из участников «Могучей кучки». Несмотря на значительные материальные трудности, Монюшко занимался с ним бесплатно. Индивидуальность композитора раньше всего проявилась в жанрах песни и романса. В 1841 г. выходит первый Песенник Монюшко (всего их 12). Песни, созданные в Вильно, во многом подготовили стиль его будущих опер.

 Высшее достижение творчества Монюшко — опера «Галька». Это трагическая история о молодой крестьянской девушке, обманутой знатным барином. Искренность и теплота музыки, мелодическое богатство сделали эту оперу особенно популярной и любимой поляками. «Галька» была поставлена в Вильно в 1848 г. Ее успех сразу принес известность провинциальному органисту. Но только спустя 10 лет опера в новой, значительно усовершенствованной редакции была поставлена в Варшаве. Дата этой постановки (1 января 1858г.) считается рождением польской классической оперы.

image089 (361x531, 26Kb)

        В 1858 г. Монюшко совершил заграничную поездку по Германии, Франции, Чехии (будучи в Веймаре, он посетил Ф. Листа). Тогда же композитора приглашают на должность главного дирижера театра Бельки (Варшава), которую он занимает до конца своих дней. Кроме этого Монюшко — профессор в Музыкальном институте (1864-72), там он ведет классы композиции, гармонии и контрапункта (среди его учеников — композитор З. Носковский). Монюшко также автор Школы игры на фортепиано и учебника гармонии.

Miuler_house_in_Vilnius (700x525, 168Kb)
Дом Мюллера, в котором жил Монюшко (1840—1858)

  Частые выступления с авторскими концертами в Петербурге сблизили Монюшко с русскими композиторами — он был другом М. Глинки и А. Даргомыжского.

Moniushko_bust (466x700, 109Kb)
Памятник в Вильнюсе

Лучшее из созданного Монюшко связано прежде всего с теми жанрами, которые не были затронуты великим польским классиком Ф. Шопеном или не получили у него значительного развития, — с оперой и песней. Монюшко создал 15 опер. Кроме «Гальки», к лучшим его произведениям относится «Зачарованный замок» («Страшный двор» — 1865). Монюшко не раз обращался к комической опере («Явнута», «Сплавщик леса»), к балету (в т. ч. «Монте-Кристо»), оперетте, музыке к театральным постановкам («Гамлет» В. Шекспира, «Разбойники» Ф. Шиллера, водевили А. Фредро). Постоянно привлекает композитора и жанр кантаты («Мильда», «Ниола»). В поздние годы были созданы 3 кантаты на слова А. Мицкевича: «Призраки» (по драматической поэме «Дзяды»), «Крымские сонеты» и «Пани Твардовская». Монюшко внес национальный элемент и в церковную музыку (6 месс, 4 «Остробрамские литании»), положил начало польскому симфонизму (программные увертюры «Сказка», «Каин» и др.). Композитор писал и фортепианную музыку, предназначенную в основном для домашнего музицирования: полонезы, мазурки, вальсы, 2 тетради пьес «Безделушки».

StanislawMoniuszkoOrgan (700x525, 214Kb)
Бюст на органных хорах (костёл Святых Иоаннов)

   Но особенно важным наряду с оперным творчеством было сочинение песен (ок. 400), которые композитор объединял в сборники — «Домашние песенники». Их название говорит само за себя: это музыка повседневного быта, созданная в расчете не только на профессионалов, но и любителей музыки. «Я не создаю ничего нового. Странствуя по польским землям, я наполняюсь духом народных песен. Из них, помимо моей воли, вдохновение переливается во все мои сочинения». В этих словах Монюшко раскрывается секрет удивительной «общительности» его музыки.

К. Зенкин

Источник

Увертюра Сказка (Зимняя сказка; Bajka, Conte d’hiver, 1848)



C.Монюшко. Ария Гальки "Gdyby rannem slonkiem"


Мазурка из оперы "Галька"


Страшный двор; Straszny dwуr, 1865 Женский хор и думка ‘Spod igiełek kwiaty rosną‘


Ария из оперы "Страшный двор"


Tags: Монюшко, польские композиторы
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments