ninel_nik70 (ninel_nik70) wrote in iskusstvo_zvuka,
ninel_nik70
ninel_nik70
iskusstvo_zvuka

Category:

Клавирные концерты Баха

Клавирные концерты Баха — написанные композитором концерты для клавесина (в наше время часто исполняются на фортепиано), струнного оркестра и бассо континуо. Концерты для одного — четырёх клавиров с оркестром включены в каталог Шмидера соответственно под номерами BWV 1052—1065.

6_1576534701-243x300 (243x300, 15Kb)

Время создания клавирных концертов приблизительно датируется 30-ми годами XVIII века. С 1729 года Бах возглавлял Музыкальное студенческое общество при Лейпцигском университете, участвуя в его концертах в качестве дирижёра и солиста. Именно для этих выступлений и были созданы концерты для одного, двух, трёх и четырёх клавесинов с оркестром. Подавляющее большинство этих произведений — авторские переработки ранее написанных сочинений для других инструментов (судя по характеру и фактуре сольных партий, главным образом скрипичных концертов). Содержание самой музыки клавирных концертов, характер тематизма, приёмы развития, структурная планировка ярко и убедительно свидетельствуют о принадлежности их перу Баха.

Содержание

2.1 Концерт № 1 для клавира с оркестром (ре минор) BWV 1052
2.2 Концерт № 2 для клавира с оркестром (ми мажор) BWV 1053
2.3 Концерт № 3 для клавира с оркестром (ре мажор) BWV 1054
2.5 Концерт № 5 для клавира с оркестром (фа минор) BWV 1056

Концерт № 1 для клавира с оркестром (ре минор) BWV 1052
Состоит из трёх частей:
Allegro (¢) ~ 8 мин.
Adagio (3/4) ~ 6 мин.
Allegro (3/4) ~ 8 мин.
Концерт переложен из утерянного скрипичного концерта BWV 1052R.
Этот концерт относится к популярнейшим произведениям Баха. Хотя несохранившийся оригинал его был, очевидно, предназначен для скрипки, клавирный вариант впечатляет совершенством письма и, как указывает немецкий музыковед Филипп Вольфрум,
«менее всего напоминает о своем скрипичном происхождении»
Концерт ре минор выделяется широтой масштабов, глубиной драматизма. В основе первой части лежит энергичная суровая мелодия, излагаемая мощным унисоном оркестра и солиста. Её острохарактерный мотив подвергается активной разработке. Новая сумрачная тема «токкатного» характера дважды появляется в доминантовой и главной тональности, подобно побочной партии сонатной формы.

Мрачная сосредоточенная экспрессия отличает вторую часть, Adagio соль минор, основанную на приёме непрерывного баса.

Третья часть, Allegro, как и в большинстве концертов Баха, своего рода образная реприза первой части. Широко развитая, подвижная и упругая главная тема, «токкатные» мотивы солиста в эпизодах вызывают непосредственные ассоциации с тематизмом первого Allegro, подчеркивая общий для всего произведения драматичный характер.

img4 (700x525, 64Kb)

Концерт № 2 для клавира с оркестром (ми мажор) BWV 1053
Состоит из трёх частей:
Allegro (c) ~ 9 мин.
Siciliano (12/8) ~ 5 мин.
Allegro (3/8) ~ 7 мин.
Концерт, вероятно, переложен из утерянного концерта для гобоя BWV 1053R.
Вопрос о происхождении Концерта для клавира с оркестром № 2 ми мажор, BWV 1053 до сих пор точно не выяснен. В фактуре его сольной партии немало черт, близких специфике клавирного и органного письма Баха, поэтому существование более раннего скрипичного варианта подвергается сомнению. В то же время все части концерта встречаются и в баховских кантатах.
Вторая часть — Siciliana до диез минор — переносит в сферу элегической грусти. Используя жанр итальянского танца сицилианы с его характерным «покачивающимся» ритмом, Бах создает интермеццо.
Структура, драматургия и образный строй финала, Allegro, в точности повторяют первую часть, создавая своеобразную «арку». Но, как обычно в заключительных частях, здесь ярче выявлен танцевальный элемент — ритмическая пульсация музыки напоминает подвижный французский танец паспье.


Концерт № 3 для клавира с оркестром (ре мажор) BWV 1054

Состоит из трёх частей:
Allegro (¢) ~ 8 мин.
Adagio e sempre piano (3/4) ~ 6 мин.
Allegro (3/8) ~ 3 мин.
Концерт является переложением скрипичного концерта BWV 1042
Концерт для клавира с оркестром № 3 ре мажор, BWV 1054 — переработка Скрипичного концерта № 2 ми мажор, BWV 1043, по словам А. Швейцера,
«полного непобедимой жизнерадостности, которая в первой и последней части изливается в торжествующей песне».
Основная тема первой части, открывающаяся броской призывной интонацией, сочетает в себе праздничность и энергию, ярко оттеняемые драматичным средним разделом, завершающимся патетическим речитативом.
Вторая часть, Adagio e piano sempre си минор, принадлежит к самым потрясающим страницам баховоких концертов.
Финал концерта — Allegro — подвижный менуэт в форме простого рондо.

Концерт № 5 для клавира с оркестром (фа минор) BWV 1056

Состоит из трёх частей:
Allegro (2/4) ~ 3 мин.
Largo (c) ~ 2 мин.
Presto (3/4) ~ 4 мин.
Концерт для клавира с оркестром № 5 фа минор, BWV 1056 также представляет собой транскрипцию утерянного скрипичного концерта. Это замечательное произведение отличается сочетанием драматической напряжённости, с первых же тактов приковывающей внимание слушателя, и предельного лаконизма выражения
Первую часть пронизывает суровая поступь главной темы с характерными перекличками — «эхо» между солистом и оркестром — великолепного образца баховского тематизма.
Вторая часть — Largo ля бемоль мажор — «лирическое отступление». Созданию общего колорита способствует тонкость и прозрачность инструментовки: прекрасная возвышенная мелодия, расцвеченная фигурациями, от начала до конца поручена солисту, сопровождаясь лёгкими аккомпанирующими аккордами струнных.
Третья часть, Presto, снова возвращает к драматическим образам.  Но в финале заметны и танцевальные черты: быстрое моторное движение в трёхдольном размере несколько напоминает паспье(старинный французский танец, похожий на менуэт)

Tags: Бах
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments