barucaba (barucaba) wrote in iskusstvo_zvuka,
barucaba
barucaba
iskusstvo_zvuka

Categories:

"Волшебное озеро". Сказочный музыкальный пейзаж в творчестве Анатолия Лядова

http://www.liveinternet.ru/community/4989775/post343044126/
***

Лядов А.К. (1855 - 1914)

«Волшебное озеро»
Сказочная картинка (1908)

424px-Lyadov_by_Repin (424x599, 29Kb)

Анатолий Константинович Лядов. Портрет работы И. Репина (1902).

В русской музыке Лядов занимает видное место. Хотя в целом его творчество и не поднимается до уровня великих достижений русской музыкальной классики — оно не может сравниться с творчеством Глинки и  Чайковского полнотой и многосторонностью отраже­ния жизни, значительностью идейного содержания, — все же произведения Лядова составляют ценную часть русской клас­сической художественной культуры.

«Волшебное озеро» Лядова можно назвать лирико-фантастическим пейзажем—Эта сказочная картинка несколько импрессионистична: она по существу вся строится на отдельных фактурных, гармониче­ских и тембровых элементах. Отчасти из-за отсутствия яркого мелодического образа музыка «Волшебного озера» отличает­ся холодностью и отсутствием внутренней жизни. На эту осо­бенность указывал и сам автор: «Как оно картинно, чисто, со звёздами и таинственностью в глубине,— писал он.— А глав­ное — без людей, без их просьб и жалоб — одна мертвая при­рода — холодная, злая, но фантастичная, как в сказке». Кар­тинный, музыкально-живописный замысел этого произведения определил характер оркестровки, отбор определенных типов фактуры и гармонических средств. Так, колышащаяся фигу­рация струнных рисует зыбкую поверхность озера, иск­ристое стаккато флейт и звонко отрывистые «блестки» челе­сты с арфой — мерцающие звезды.

78794_large (612x459, 44Kb)

Особенно поэтичен и тонко-живописен эпизод, где арфа с челестой накладываются на дрожащую движущуюся гармо­нию разделенных скрипок, создавая картину ночного неба в легкой облачной дымке, сквозь которую временами прогля­дывают звезды...

Несмотря на отсутствие четко оформленной темы и обилие мелких изобразительных элементов, музыка «Волшебного озера» все же не теряет композиционной ясности, а образует своеобразную трехчастную форму; крайние разделы ее (осо­бенно реприза) выдержаны в тональности Ре-бемоль мажор и содержат сходные мотивы, заменяющие собой тему. В реп­ризе эти мотивы соединяются в довольно длинное построение, лишенное, однако, яркой экспрессии и широкого мелодичес­кого дыхания.

Сборник «Ан. К. Лядов», стр. 202.

Tags: #Лядов, #русские композиторы, Лядов, русские композиторы, симфоническая музыка
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments