sozercatel_51 (sozecatel_51) wrote in iskusstvo_zvuka,
sozercatel_51
sozecatel_51
iskusstvo_zvuka

Categories:

Петрушка

«Не наш Ильич» и «Петрович»

Петр Ильич Чайковский и Модест Петрович Мусоргский были люди творческие, темпераментные и с норовом. Часто между ними возникали острые идейные разногласия, переходившие в досадные ссоры.
Модест Петрович называл Петра Ильича «космополитом и западником» (несмотря на его увертюру «1812 год»), а Петр Ильич Модеста Петровича «славянофилом и почвенником» (несмотря на его «Картинки с выставки» и в особенности «Тюильри»). После очередной творческой ссоры Петр Ильич отправлялся отводить душу в Италию, а Модест Петрович - в Древнюю Русь.
Даже Пушкину, которого боготворили оба, не всегда удавалось их помирить.
И тогда за дело брался товарищ Сталин, в шутку называвший Чайковского «Не нашим Ильичом», а Мусоргского просто «Петровичем».
Несмотря на элементы космополитизма в творчестве монархиста Чайковского, товарищ Сталин предпочитал его музыку музыке певца допетровских порядков Мусоргского. Тем не менее, политические симпатии вождя были не на стороне просвещенного патриота Чайковского, а на стороне Мусоргского – старовера, бунтаря и Рюриковича.
«Вот какая петрушка получается!» - сказал однажды главный дирижер СССР Игорю Стравинскому, когда разговор зашел о воззрениях двух великих советских композиторов.
Стравинский воспринял высказывание товарища Сталина, как руководство к действию и сочинил балет «Петрушка».
Этот балет был в целом тепло встречен широкой советской общественностью.
Товарищ же Сталин от комментариев в прессе воздержался.
Tags: музыкальные апокрифы
Subscribe

Recent Posts from This Community

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments