barucaba (barucaba) wrote in iskusstvo_zvuka,
barucaba
barucaba
iskusstvo_zvuka

Category:

МУЦИО КЛЕМЕНТИ - "ОТЕЦ ФОРТЕПИАННОЙ МУЗЫКИ"

http://www.liveinternet.ru/community/4989775/post351096859/
Liudmila5591

Муцио Клементи - композитор ста шестидесяти сонат, многих органных и фортепианных пьес, нескольких симфоний и знаменитых этюдов “Gradus ad Parnassum”, родился в Риме 23 января 1752 году, в семье ювелира, страстного любителя музыки, ничего не жалевшего, чтобы дать сыну солидное музыкальное образование. Шести лет Муцио уже пел по нотам, а богатая даровитость мальчика помогла его учителям - органисту Кардичелли, контрапунктисту Картини и певцу Санторелли приготовить девятилетнего мальчика к конкурсному испытанию на место органиста. В 14 лет Клементи предпринял путешествие в Англию со своим покровителем, англичанином Бедфордом. Итогом этой поездки стало приглашение юного дарования занять место капельмейстера итальянской оперы в Лондоне. Продолжая совершенствоваться в игре на фортепиано, Клементи со временем приобретает известность превосходного виртуоза и лучшего учителя игры на фортепиано.
В 1781 году он предпринял свое первое артистическое путешествие по Европе. Через Страсбург и Мюнхен он прибыл в Вену, где сблизился с Моцартом и Гайдном. Здесь в Вене состоялось состязание Клементи и Моцарта. Событие вызвало большой интерес венских любителей музыки.
Успех концертного турне способствовал дальнейшей деятельности Клементи на этом поприще, и в 1785 годе он отправляется в Париж и своей игрой покоряет парижан.
С 1785 по 1802 год Клементи практически прекратил публичные концертные выступления и занялся педагогической и композиторской деятельностью. Кроме того, за эти семь лет, он основал и стал совладельцем нескольких музыкальных издательств и фабрик музыкальных инструментов.
В 1802 году Клементи вместе со своим учеником Фильдом, совершает второе большое артистическое турне через Париж и Вену в Петербург. Везде их принимают с энтузиазмом. Фильд остается в Петербурге, а вместо него к Клементи присоединяется Цейнер; в Берлине и Дрездене к ним присоединяются еще Бергер и Кленгель. Здесь, в Берлине Клементи женится, но вскоре теряет свою молодую жену и, чтобы заглушить свое горе, отправляется со своими учениками Бергером и Кленгелем опять в Петербург. В 1810 году через Вену и всю Италию Клементи возвращается обратно в Лондон. Здесь в 1811 году он вторично женится, и уже до конца дней своих не покидает Англии, кроме зимы 1820 года, которую он провел в Лейпциге.
Музыкальная слава композитора не увядает. Он основывает в Лондоне филармоническое общество и дирижирует симфоническими оркестрами, вносит большой вклад в развитие фортепианного искусства.
Современники называли Клементи «отцом фортепианной музыки». Основатель и глава так называемой лондонской школы пианизма, он был блестящим виртуозом, поражал свободой и изяществом игры, четкостью пальцевой техники. Клементи воспитал в свое время целую плеяду замечательных учеников, во многом определивших развитие фортепианного исполнительства на долгие годы вперед. Свой исполнительский и педагогический опыт композитор обобщил в уникальном труде «Методика игры на фортепиано», явившемся одним из лучших музыкальных пособий своего времени. Но и до сих пор, каждый ученик современной музыкальной школы знает; для того чтобы эффективно развивать технику игры на фортепиано, просто необходимо играть этюды Клементи.
Как издатель, Клементи выпустил в свет сочинения многих своих современников. Впервые в Англии был издан целый ряд произведений Бетховена. Кроме того, он издал сочинения композиторов XVIII века (в собственной обработке). В 1823 году Клементи участвовал в составлении и издании первой большой музыкальной энциклопедии. Муцио Клементи умер в Лондоне 10 марта 1832 году, оставив после себя большое состояние. Не меньше он оставил нам своей замечательной, талантливой музыки.

http://schreider.ru/kompozitory/k/mutscio-klementi-clementi
Ярким образцом этюдов, сочетающих элементы для совершенствования технических навыков с высокохудожественным музыкальным содержанием, являются этюды Муцио Клементи"Gradus ad Parnassum" ("Путь к Парнасу") (1826)




* * *
100 этюдов




Four pieces in F major:
1. Con velocità.
2. Allegrissimo.
3. Vivacissimo.
4. Allegro ma con grazia.


Two pieces in B flat major:
5. Andante quasi allegretto, con espressione.
6. Allegro moderato.
Two pieces in D major:
7. Vivacissimo.
8. Allegretto moderato e con grazia.


Suite in A major:
9. Prelude: Vivace ma non troppo.
10. Canon: Allegro moderato forte e sempre legato.
11. Cantabile: Allegro moderato e cantabile.


12. Prelude: Allegro.
13. Fugue: Allegro non troppo.
14. Adagio sostenuto.
15. Final: Allegro non troppo.


16. Veloce.
17. Veloce.
18. Introduction and fugato in F major.
19. Presto in A minor.
20. Allegro in D major.
21. Veloce in E flat major.
22. Allegro con spirito in A flat major.
23. Presto in C major.


24. Presto in F sharp minor.
Suite in B:
25. Introduction and fugue: Tempo moderato.
26. Canon: Allegro moderato.
27. Allegro con fuoco.


Two pieces in B major:
28. Allegro.
29. Allegro ma non troppo.
30. Veloce in E minor.
Three pieces in C major:
31. Allegro con molto brio.
32. Allegro
33. Canon: Moderato.


Three pieces in A:
34. Presto.
35. Veloce.
36. Presto ma non troppo.


Suite in F major:
37. Prelude.
38. Allegro moderato.


Suite in F major:
39. Scena patetica: Adagio con grand' espressione.


Suite in F major:
40. Fuga: Tempo moderato.
41. Finale: Allegro vivace.


Suite in F minor:
42. Allegro con energia, passione e fuoco.
43. Fugue: Moderato.
44. Allegro.


Suite in C minor:
45. Introduction and fugue: Allegro moderato.
46. Allegro.
47. Allegro in B flat.


Three pieces in G major:
48. Velocissimo.
49. Vivace non troppo.
50. Veloce: Vivace.


Suite in D minor:
51. Introduction: Adagio.
52. Moderato/ sempre legato.
53. Molto allegro
54. Fugue.
55. Final: Presto.


Suite in B flat:
56. Adagio patetico sempre legato.
57. Fugue: moderato.
58. Final: presto.
59. Allegro non troppo in G flat major.


Suite in B flat:
60. Introduction: Allegro.
61. Allegro con espressione/dolce.
62. Introduction: Adagio. Allegro moderato.
63. Canon: Vivace.
64. Presto in B flat major.
65. Allegro vigoroso in F major.


Suite in A major:
66. Allegretto vivace.
67. Canon: Allegro moderato.
68. Presto.
69. Fugue: Moderato.
70. Scherzo: Allegretto vivace.


Suite in E:
71. Allegro legatissimo.
72. Vivace.
73. Canon: Allegretto.
74. Fugue: Moderato.
75. Canon: Allegro non troppo.
76. Final: Allegro.


Suite in G:
77. Allegrissimo/legato.
78. Molto allegro.
79. Allegro moderato/il basso sempre legato.
80. Caprice: Presto.
81. Final: Allegro.


Suite in D:
82. Scherzo: Molto Allegro.
83. Moderato.
84. Andante.
85. Presto vigoroso.
86. Allegro non troppo.
87. Final: Allegro molto vivace.


Suite in B:
88. Andante con moto, ma cantabile.
89. Presto.
90. Fugato: Allegro non troppo.
91. Allegretto.
92. Final: Allegro vivace.


93. Allegro in A flat major.
94. Stravaganza: allegro cantabile.
Three pieces in C:
95. Bizzarreria: Vivace.
96. Allegro agitato.
97. Scherzo: Molto allegro.
98. Allegro vivace in F sharp minor.
99. Molto allegro in B minor.
100. Vivacissimo in E major.



Этюд (от фр. ?tude - обучение) - небольшая инструментальная музыкальная композиция, обычно значительной сложности, является практическим материалом, предназначенным для совершенствования технических навыков музыканта. Традиция написания этюдов появилась в начале 19 века, в связи с ростом популярности фортепиано как домашнего инструмента. Из огромного количества этюдов той эпохи некоторые до сих пор используются в качестве учебного материала, а некоторые работы ведущих композиторов заняли место в сегодняшнем концертном репертуаре.
Музыкальные произведения, направленные на обучение приёмам игры, не будучи конкретно названными этюд, существовали и ранее. До 19-го века инструментальные "упражнения" и другие дидактические музыкальные материалы были очень разнообразны, без какой-либо системы и установленных жанров.
Ситуация изменилась в начале 19 века из-за растущей популярности фортепиано как домашнего инструмента. Руководства по обучению игре на фортепиано с упражнениями стали очень распространенным явлением. Особое значение имеют ранние пьесы Муцио Клементи "Ступень к Парнасу" (Gradus ad Parnassum) (1817-26), работы Иоганна Баптиста Крамера (опубликованные в 1804-1810), этюды Игнаца Мошелеса соч.70 (1825) и, конечно, многочисленные http://www.liveinternet.ru/community/4989775/post330164153/произведения Карла Черни, который составил более тысячи этюдов. Большинство из этих произведений сосредоточены на технической стороне музыки и не предназначены для публичного исполнения. Однако, с поздними этюдами Клементи и Мошелеса (соч. 95, 1836) ситуация начала меняться и композиторы стремились создать музыку, которая могла служить хорошим средством обучения и имела музыкальную ценность для исполнения на концертах, эти работы стали называть концертными этюдами.
Tags: Клементи, композиторы, фортепианная музыка, этюд
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments