ninel_nik70 (ninel_nik70) wrote in iskusstvo_zvuka,
ninel_nik70
ninel_nik70
iskusstvo_zvuka

Category:

Йозеф Гайдн. Оратория "Сотворение мира"

Гайдн написал ораторию "Сотворение мира" в годы, когда его уже считали живым классиком, и ему, как "бессмертному мастеру музыкального искусства", даже был воздвигнут памятник.

img42 (700x525, 145Kb)

В основе Оратории «Сотворение мира» - библейский сюжет. Две первые части повествуют о возникновении мира по воле Бога. Третья и последняя – о райской жизни Адама и Евы до грехопадения. По признанию самого Гайдна, никогда он не был так благочестив, как во время работы над «Сотворением мира». «Когда ощущал я упадок духа и тела, - писал композитор, - и мне становилось тяжело, какое-то удивительное чувство шептало мне: «В этом мире так мало довольных и счастливых людей, отовсюду их преследуют заботы и горе; возможно, когда-то твой труд послужит источником, из которого обремененная бедами, утомленная душа будет черпать успокоение и бодрость».

123346652_1__893_NACHAT (418x68, 38Kb)

«Сотворение мира» при жизни автора имело огромный успех и приумножило его славу. «Что за гигантское создание – эта оратория! – писал критик Серов. – Там есть, между прочим, одна ария, изображающая сотворение птиц, - это решительно высшее торжество звукоподражательной музыки и притом какая энергия, какая простота, какая простодушная грация, это решительно выше всякого сравнения!». Замысел «Сотворения мира» возник еще в Лондоне: пригласивший Гайдна в Англию скрипач и руководитель оркестра Джон Петер Саломон предложил ему написать ораторию на английский текст по образцу генделевских, которые поразили Гайдна своей монументальностью. Именно от Саломона композитор получил текст никому неизвестного английского поэта Лидли «Сотворение мира», в основу которого была положена поэма «Потерянный рай» Джона Мильтона. Идеолог Английской революции, с наступлением Реставрации потерявший все, Мильтон в годы полного одиночества создал две поэмы «Потерянный рай» и «Возвращенный рай», ставшие вершиной национальной эпической поэзии второй половины XVII века.
В либретто оратории Гайдна использована лишь одна, 7-я глава поэмы Мильтона, включающая текст Библии (Бытие I и II) почти без изменений: по просьбе Адама архангел Рафаил повествует о сотворении мира в 6 дней по низвержении Сатаны. Автором немецкого либретто стал барон Готфрид ван Свитен, смотритель императорской придворной библиотеки. Он же организовал сбор средств среди знакомых меценатов на гонорар Гайдну в сумме 500 дукатов.

В оратории три части: в первых двух частях повествуется о постепенном творении мертвой и живой природы (неба, звезд, воды и суши, растений, животных и человека); третья часть рассказывает о счастливой, безмятежной жизни первых людей Адама и Евы в земном раю. Несмотря на то, что текст оратории пронизан славлением бога, в музыке оратории нет ничего религиозного. Она носит светский, народный характер и очень жизнерадостна. Основное в ней — воспевание могучей, наливающейся жизненными соками природы, а также апофеоз человеческого счастья, показанного идиллически в образах Адама и Евы. Художественный смысл этой оратории - в прославлении всего живущего, в восторженно-патетическом гимне жизни. Что же касается последней части «Сотворения мира», то в ней выражены этические идеалы чистой, дружеской и мирной семьи. В музыке много программной изобразительности, хотя подчас и наивной, но яркой и образной. Так, уже оркестровое вступление к оратории, рисующее хаос, господствовавший в мире до начала творения, носит изобразительный характер: обилие хроматизмов, диссонирующих задержаний, тональных отклонений, создающих впечатление ладовой неопределенности,— все это сообщает музыке ту импровизационную свободу, которую можно в данном случае объяснить особым* стремлением Гайдна — изобразить нечто беспорядочное, неорганизованное. В начале оратории есть другой яркий пример изобразительности. Внезапная перемена лада и динамики  создает контраст тьмы и ярко вспыхнувшего света (на слова хора: «И господь сказал: «Да будет свет». И был свет»).

Текст из разных источников.

Tags: #Гайдн, #австрийские композиторы, #оратория
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments