ninel_nik70 (ninel_nik70) wrote in iskusstvo_zvuka,
ninel_nik70
ninel_nik70
iskusstvo_zvuka

Category:

Фильм - балет "Конек - горбунок"

Отрывок из стихотворной сказки «Конёк-горбунок» П.Ершова появился в 1834 году в журнале «Библиотека для чтения». В том же году сказка вышла отдельным изданием, но с поправками по требованию цензуры; только в 1856 году она была издана полностью и сразу же получила признание читателей.


77598665_large_54145fb54af0 (700x550, 119Kb)

Через некоторое время композитор Цезарь Пуни и французский балетмейстер Артур Сен-Леон создали на её основе балет. За написание сценария к балету взялся сам балетмейстер. Из-за острой сатирической направленности произведения Сен-Леон подверг сюжет многочисленным переделкам. Французского балетмейстера, специально приглашенного русским императором, мало интересовали демократические идеи по развитию России, лежащие в основе поэтической сказки Ершова. Его привлек внешний сюжет и воспроизведение его в танце. Вместо главного героя ершовской сказки Иванушки в балете основным действующим лицом стала Царь-девица, царя заменил хан.

Чтобы придать музыке национальную окраску, Цезарь Пуни использовал произведения русских композиторов, а балетмейстер вынес на сцену острохарактерный народный танец, значительно интерпретировав его и сложив с классическими балетными па. В результате балет открыл новый псевдорусский лубочный стиль на классической сцене.

Премьера состоялась в конце 1864 года в Большом Каменном театре - именно там работал А.Сен-Леон.

Премьера прошла с потрясающим успехом.

Это был первый балет на русскую национальную тематику. Он имел шумный успех, и его лубочной стиль надолго воцарился на русской хореографической сцене. Демократическая критика XIX века не восприняла его, усмотрев явную имперскую патетику постановки, посвященной Александру Второму-Освободителю (именно на долю этого императора выпало наконец-то освободить Россию от крепостного права). Но сценический успех хореографии Артура Сен-Леона был неоспорим. Балет Пуни еще много лет входил в репертуар русских театров.


imgB (619x450, 120Kb)

Однако при советской власти старорежимный балет, созданный Цезарем Пуни и Артуром Сен-Леоном, был официально признан «некошерным», то есть своей имперской сущностью не очень соответствующим делу построения социализма и коммунизма во всем мире; поэтому решено было создать советский балет «Конек-Горбунок».

Новый балет был сочинен по заказу дирекции московского Большого театра молодым композитором Родионом Щедриным, тогда ещё студентом консерватории, которому на тот момент было немногим более двадцати лет.
 «Музыка к балету „Конек-Горбунок“ — моя ранняя, очень ранняя работа. Но работа этапная, важная для моего творческого самоутверждения, многое в жизни моей определившая. Работа, на которой „поймал“ я в свои музыкантские руки неземную Жар-Птицу — Майю Плисецкую. Ей эта партитура и посвящена…» — говорил сам композитор Родион Щедрин. В Большом театре на репетиции начинающий композитор впервые увидел Майю Плисецкую, к тому времени молодую, но уже известную балерину. Брак Плисецкой и Щедрина был зарегистрирован в Москве 2 октября 1958 года.
Премьера балета прошла в Большом театре в 1960 году.

Википедия


Tags: #балет
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments