ninel_nik70 (ninel_nik70) wrote in iskusstvo_zvuka,
ninel_nik70
ninel_nik70
iskusstvo_zvuka

Categories:

Долгая и блестящая жизнь балерины Матильды Кшесинской.


kshesinskaya-1 (375x612, 40Kb)Матильда Феликсовна Кшесинская (19 августа 1872 г. - 6 декабря 1971 г.), русская балерина.
Фигура Матильды Кшесинской настолько плотно окутана коконом легенд, сплетен и слухов, что уже практически невозможно разглядеть настоящего, живого человека.. Полную непреодолимого очарования женщину. Страстную, увлекающуюся натуру. Первую русскую исполнительницу фуэте и балерину, которая могла сама распоряжаться своим репертуаром. Блестящую, виртуозную танцовщицу, вытеснившую с русской сцены иностранных гастролерш…
Матильда Кшесинская была миниатюрна, ростом всего 1 метр 53 сантиметров. Но, несмотря на рост имя Кшесинской на протяжении многих десятилетий не сходило со страниц светской хроники, где она была представлена в ряду героинь скандалов и «роковых женщин».
Кшесинская родилась в потомственной артистической среде, которая на протяжении нескольких поколений была связана с балетом. Отец Матильды был известным танцовщиком, являлся ведущим артистом императорских театров.

Отец и стал первым учителем своей младшей дочери. Уже с самого раннего возраста она обнаруживала способности и любовь к балету – что неудивительно в семье, где почти все танцуют. В восемь лет ее отдали в Императорское Театральное училище – ранее его закончила ее мать, а теперь там учились ее брат Иосиф и сестра Юлия.

Поначалу Маля занималась не особенно старательно – азы балетного искусства она давно изучила дома. Только в пятнадцать лет, когда она попала в класс к Христиану Петровичу Иогансону, Маля не только почувствовала вкус к учению, но стала заниматься с настоящей страстью. Кшесинская обнаружила незаурядный талант и огромный творческий потенциал. Весной 1890 года она закончила училище экстерном и была зачислена в труппу Мариинского театра. Уже в первый свой сезон Кшесинская станцевала в двадцати двух балетах и двадцати одной опере. Роли были небольшие, но ответственные, и позволяли Мале блеснуть своим талантом. Но одного таланта для получения такого количества партий было мало – сыграло свою роль одно немаловажное обстоятельство: в Матильду был влюблен наследник престола.
С Великим князем Николаем Александровичем – будущим императором Николаем II – Маля познакомилась на обеде после выпускного спектакля, состоявшегося 23 марта 1890 года. Практически сразу у них начался роман, протекавший при полном одобрении родителей Николая. По-настоящему их серьезные отношения начались лишь спустя два года, после того как наследник явился домой к Матильде Кшесинской, под именем гусара Волкова. Записки, письма и... подарки, по-настоящему царские. Первым стал золотой браслет с крупными сапфирами и двумя бриллиантами, на котором Матильда выгравировала две даты - 1890 и 1892 - первая встреча и первый приезд к ней домой. Но... Их любовь была обречена и уже после 7 апреля 1894 года, когда было официально объявлено о помолвке цесаревича с Алисой Гессенской, Николай больше ни разу не приезжал к Матильде. Однако, как известно, разрешил ей обращаться к нему в письмах на "ты" и обещал помогать ей во всем, если ей потребуется помощь.
20 октября 1894 года в Ливадии умер император Александр III – ему было всего 49 лет. На следующий день Алиса приняла православие и стала Великой княжной Александрой Федоровной. Через неделю после похорон императора Николай и Александра обвенчались в Зимнем дворце – для этого специально был прерван траур, наложенный при дворе на год.

Матильда очень переживала расставание с Николаем. Не желая, чтобы кто-нибудь видел ее страдания, она заперлась дома и почти не выходила. Но... как говорится, свято место пусто не бывает: "В моем горе и отчаянии я не осталась одинокой. Великий князь Сергей Михайлович, с которым я подружилась с того дня, когда наследник впервые привез его ко мне, остался при мне и поддержал меня. Никогда я не испытывала к нему чувства, которое можно было бы сравнить с моим чувством к Ники, но всем своим отношением он завоевал мое сердце, и я искренне его полюбила" - так написала позднее в своих воспоминаниях Матильда Кшесинская. Она полюбила... однако быстро и опять... Романова.

Из-за траура спектаклей в Мариинке практически не было, и Кшесинская приняла приглашение антрепренера Рауля Гюнцбурга уехать на гастроли в Монте-Карло. Она выступала вместе с братом Иосифом, Ольгой Преображенской, Альфредом Бекефи и Георгием Кякштом. Гастроли прошли с большим успехом. В апреле Матильда с отцом выступали в Варшаве. Здесь прекрасно помнили Феликса Кшесинского, и на выступлениях семейного дуэта публика буквально неистовствовала. Она вернулась в Петербург только в сезон 1895 года и выступила в новом балете Р. Дриго «Жемчужина», который Петипа поставил специально к восшествию на престол Николая II.

861_f6606e3_407.jpg_max (411x604, 146Kb)И ничего нет удивительного, что ее карьера шла в гору. Она стала примой Мариинского театра и фактически весь репертуар был построен под нее. Да, современники не отказывали ей в признании таланта, но подспудно все понимали, что талант этот пробился наверх не с помощью страшной борьбы за существование, а несколько иным способом. Мир театра не так-то и прост, если для обычных зрителей - это праздник, то для служителей мельпомены - это борьба за жизнь, интриги, взаимные претензии и умение сделать все, чтобы тебя заметили вышестоящие мира сего. Балетных всегда любили в высшем сословии: великие князья и дворяне рангом пониже не чурались того, чтобы покровительствовать той или иной балерине. Покровительство часто дальше любовной связи не шло, но все же некоторые отваживались даже и в жены брать этих прелестниц. Но таких было меньшинство, большинству же была уготована печальная участь "вспыхнуть яркой звездой" на сцене и тихо затем угаснуть вне ее. Матильда Кшесинская этой участи избежала...

Начало деятельности Кшесинской было связано с выступлением в классических балетах, поставленных известным балетмейстером М. Петипа. В них не только раскрылась ее виртуозная техника, но и проявилось незаурядное драматическое дарование. Уже после дебюта Кшесинской в балете П. Чайковского «Спящая красавица» Петипа начал ставить хореографические партии специально в расчете на её «колоратурный» танец. Лишь длительный траур после смерти Александра III помешал их совместной работе.
Балерина отличалась не только талантом, но и огромным трудолюбием. Она первая после итальянских виртуозов стала исполнять редкостный для того времени балетный номер - тридцать два фуэте. Как отмечал один из рецензентов, «исполнив тридцать два фуэте, не сходя с места, буквально пригвожденная к точке опоры, она, ответив на поклоны, вновь выходила на середину сцены и откручивала двадцать восемь фуэте».


С этого времени начинается десятилетний период господства Кшесинской на русской балетной сцене. Он закончился в 1903 году, когда М. Петипа вышел в отставку. В это время по просьбе императора Николая Кшесинскую опекал великий князь Сергей Михайлович. В его доме она познакомилась с двоюродным братом царя, великим князем Андреем Владимировичем. Многие полагали, что их связь не продлится долго, однако вскоре у них родился сын Владимир, и Кшесинская стала гражданской женой великого князя. Правда, они обвенчались спустя много лет, в 1921 году, когда находились в эмиграции.

Кшесинская трудно привыкала к нововведениям в хореографическом искусстве. Она долго не могла найти подходящего для себя балетмейстера, и только совместная работа с М. Фокиным помогла ей преодолеть кризисную ситуацию. Их отношения неоднократно менялись. Кшесинская то боготворила Фокина, то хлопотала о том, чтобы убрать его с петербургской сцены. Однако популярность Фокина не могла оставить ее равнодушной, и, несмотря ни на что, они продолжали совместную работу.

331546.483xp (470x700, 120Kb)

Вообще, Кшесинская всегда отличалась резкостью и нередко приходила к правильному решению только после того, как совершала множество ошибок. Так развивались, например, ее отношения с С. Дягилевым. Он обратился к ней в 1911 году с просьбой стать основной солисткой в задуманной им программе балетных спектаклей. Вначале Кшесинская отвергла его предложение, поскольку незадолго до этого с триумфом выступила в Париже и Лондоне в нескольких спектаклях, устроенных влиятельной французской газетой «Фигаро». Однако, подумав, а может быть, и просто узнав о том, что в труппе Дягилева согласились выступать крупнейшие танцовщики того времени - М. Фокин и В. Нижинский, она дала свое согласие. После этого специально для Кшесинской Дягилев выкупил у дирекции императорских театров декорации и костюмы к балету «Лебединое озеро», сделанные по эскизам А. Головина и К. Коровина.
Спектакли труппы Дягилева в Вене и Монте-Карла превратились в настоящий триумф Кшесинской, само же сотрудничество продолжалось в течение многих лет.

Только после начала Первой мировой войны балерина перестала выступать за границей, а второго февраля 1917 года она последний раз вышла на сцену Мариинского театра.

Кшесинская понимала, что после Февральской революции ей необходимо на несколько месяцев исчезнуть из поля зрения журналистов. Поэтому вместе с сыном она отправилась в Кисловодск к своему мужу. После прихода к власти большевиков они уехали в Константинополь, а затем на несколько лет обосновались на вилле Алам на средиземноморском побережье Франции. Вскоре Кшесинская поняла, что ей не приходится рассчитывать на то, чтобы вернуться на сцену, и необходимо искать другой способ для заработка. Она переезжает в Париж и на вилле «Монитор» открывает балетную студию.
Вначале у нее было всего несколько учениц, но после посещения студии Дягилевым, а также А. Павловой их число стремительно возросло, и вскоре у Кшесинской занималось более ста учениц. Среди них были и дочери Ф. Шаляпина Марина и Дасия. Позже у Кшесинской занимались такие известные впоследствии балерины, как партнерша Р. Нуреева М. Фонтейн и И. Шовире.


0_1837a0_f945aed9_XL (1) (325x500, 19Kb)

Начало Второй мировой войны перевернуло ее налаженную жизнь. Опасаясь бомбежек, она переезжает в пригород, а при подходе немецкой армии вместе с семьей отправляется в Биарриц, на границу с Испанией. Но вскоре и туда пришли немецкие войска. Положение Кшесинской осложнилось тем, что ее сын вскоре был арестован за антифашистскую деятельность. И только через несколько месяцев он смог бежать из лагеря, а затем и из Франции.
После освобождения Франции в 1944 году Кшесинская вернулась в Париж и с помощью своих учениц Нинет де Валуа и Марго Фонтейн организовала передвижную балетную труппу, которая выступала с концертами перед солдатами. Одновременно возобновились занятия и в ее студии. В 1950 году Кшесинская поехала в Англию, где стала руководить Федерацией русского классического балета, в которую входило пятнадцать хореографических училищ.

Во время первых гастролей Большого театра во Франции Кшесинская специально отправилась в Париж, чтобы посетить спектакли на сцене Гранд-Опера, в которых выступала Г. Уланова.

Кшесинская выпустила несколько книг. Наибольшей известностью пользовались ее мемуары, которые были одновременно напечатаны во Франции и США.
Матильда Феликсовна прожила долгую жизнь и скончалась 5 декабря 1971 года за несколько месяцев до своего столетия. Похоронена на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа под Парижем в одной могиле с мужем и сыном. На памятнике эпитафия: «Светлейшая княгиня Мария Феликсовна Романовская-Красинская, заслуженная артистка императорских театров Кшесинская».


Текст: Виталий Вульф. Запись: Серафима Чеботарь.

Журнал "L'Officiel". Русское издание. №42 ноябрь 2002.


Tags: #Кшесинская, #балет
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments