ninel_nik70 (ninel_nik70) wrote in iskusstvo_zvuka,
ninel_nik70
ninel_nik70
iskusstvo_zvuka

Categories:

Сказание о любви. Балет "Лейли и Меджнун"

В 1959 г. на студии Таджикфильм выходит фильм-балет «Лейли и Меджнун» С.Баласаняна по мотивам одноименной поэмы Низами Ганджеви о любви юного Кайса, прозванного за эту любовь "Меджнуном" - одержимым, - и прекрасной Лейли.

1222569300449 (620x449, 77Kb)

Отец Лейли, относящийся к богатому и знатному роду, не дает разрешения на брак с бедняком Кайсом. Но это не мешает двум влюбленным испытывать друг к другу самые глубокие чувства. Их пламенная и всеохватывающая любовь не дает им покоя, они не могут жить друг без друга...

Лейли и Меджнун

Не нужны ей румяна и сурьма, —
Была природа щедрою сама.
И родинка на бархате ланит
Сердца и восхищает, и пленит.
Не потому ль с любовью нарекли
Ее лучистым именем Лейли.
Кейс увидал и понял, что влюблен,
И был в ответ любовью награжден.

По сюжету, во время свадебного торжества Лейли и Ибн-Соломона во дворце Правителя, Кайс Меджнун и Лейли впервые увидели друг друга. Их сердца загораются любовью. Лейли поднимает цветок, преподнесённый Кайсом и целует его... Но, цветок опадает, что по примете предвещает несчастье.

Лейли говорит своему отцу, что не любит Ибн-Соломона и просит отпустить её. Но обряд уже совершён. Кайс просит у Правителя руки Лейли. Но тот выпроваживает его из дворца, со словами: "Чужестранец, ты опоздал, моя дочь только что обручена, и по нашему закону она уже принадлежит другому". Потерявший от ревности рассудок, Ибн-Соломон пытается силой овладеть Лейли в её комнате, но она кидается на него с кинжалом, и Ибн-Соломон затачивает ее в темницу.

С восторгом юной пальмы видя стать,
Он попытался финики достать.
Но чуть рукою тронул гибкий ствол,
Как шип ему все пальцы исколол.
Пощечины удар столь крепок был,
Что чуть супруга наземь не свалил.
«Не подходи! — она схватила нож. —
Себя убью, но ты сперва умрешь!


1332142793_imagesca71zaa8 (433x350, 34Kb)

Кайс Меджнун в глубокой печали проводит ночь в горах, где его находит отряд витязя Новфаля. Появляется Ибн-Соломон со своими воинами. Отряд витязя Новфаля одерживает победу в сражении с воинами Ибн-Соломона. Отважный и мужественный Новфаль в битве убивает Ибн-Соломона. Звук бьющихся сабель, колоритные рисунки танцев балетной труппы, обостренно-экспрессивная музыка, декорации, отражающие характер времени – все это в совокупности создает единый, красивый, но, тем не менее, трагический сюжет, остающийся актуальным вне времени.

По режиссерскому видению балетмейстеров, которые объединили видения окончания сюжета балета, Лейли, страдая по своему возлюбленному, умирает в заточении и, обезумевший от горя Кайс, цепляясь за яркие в воспоминании образы Лейли, и умываясь горькими слезами своей возлюбленной, тихо умирает рядом…Но, воспетая в поэме Низами Гянджеви любовь жива!

Сквозь слезы, испустив чуть слышный вздох,
Три бейта прочитать с трудом он мог:
«Тебя я заклинаю, о аллах,
Величьем сил в надзвездных небесах.
Молю, от мук меня освободи,
К возлюбленной невесте приведи.
Избавь от жизни тягостной земной,
Дорогой трудной в мир веди иной!»
Промолвив тихо головой склонясь,
Могильный холм обнял в последний раз.
«Любимая!» — раздался тяжкий стон,
И с жизнью навсегда расстался он.
Покинул перекресток тех дорог,
Откуда мы уйдем в недолгий срок.


ГИМН ЛЮБВИ

Любовь ценна своей природой происхождения. Мы должны научиться беречь ее хрупкость и уникальность рисунка в наших жизнях. Счастлив тот, кто познал Любовь, взаимную и чистую. Счастлив тот, кто не был отвергнут, забыт или отодвинут за ненадобностью…Умение беречь свои чувства и чувства любимого – одна из возможностей постижения Вечности. Вечности Любви. В двух мирах – на Земле и на Небе.
Понимая всю сложность Любви, хочется задать самим себе вопрос – а нужны ли любовные трагедии в нашем обществе, и в обществе будущего? И можно ли (нужно ли) их избежать? Шопенгауэр, мистифицирующий любовь, как единую космическую вечную силу бытия, признавал, что всякую отвергнутую или подавленную законами и предрассудками времени, искреннюю и бескорыстную любовь следует считать жертвоприношением индивида на алтарь человечества. Исторические жертвы во имя любви объективно представляют собой жертвы во имя блага человечества, красоты будущего...

Лейли и Меджнун

Философия философией, но ведь мы живые люди, и живем здесь и сейчас. И хотим любить, здесь и сейчас, а не потом, и не в непонятном пространстве. Мы слишком материальны и приземлены. Но, продолжаем верить в легенды, и исцеляться, проживая и пропуская через собственное сердце личные маленькие трагедии. Как гласит одна из легенд, на месте гибели Лейли и Меджнуна вырос дивный сад:

Khamseh_Nizami_001 (494x700, 316Kb)

А в память об ушедших, говорят,
Вокруг могил чудесный вырос сад.
Он расцветая в укор садам иным, —
Приют для тех, кто любит и любим.
И каждый, кто страданьем истомлен,
Придя сюда, был тотчас исцелен.
Касался он надгробных плит рукой —
И обретал отраду и покой.
Не покидал священный тот цветник
До исполненья чаяний своих.

Умейте дарить искреннюю любовь и заботу своим ближним пока бьется сердце, и душа трепещет от взгляда любимых. Берегите себя и своих родных.
Источкик - www.tajikmama.tj

Tags: #балет
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment